«Нулевая» квартира

Таких квартир сейчас много. Жить мы стали лучше, строить – больше. Кто-то покупает жилье впрок, заботясь о подрастающих детях, кто-то получает его в наследство, кто-то просто вкладывает деньги в недвижимость… По некоторым данным, в собственности ивановцев сейчас порядка 4000 квартир, в которых никто не зарегистрирован. Мы их для себя называем «нулевыми».

Если в квартире никто не зарегистрирован, это вовсе не значит, что она стоит пустой. Чаще всего, собственники сдают ее в наем. Как в этих случаях складываются отношения хозяев с налоговой инспекцией, тема другого разговора. Нам же приходится говорить (в очередной раз!) об отношениях с «Водоканалом». Для организации, занимающейся водоснабжением и водоотведением, «нулевые» квартиры – это проблема.

Вариант, когда все жилье оборудовано приборами учета, - идеальный для учета потребления. Кстати, именно этого требует от граждан и Федеральный закон № 261, обязавший собственников поставить счетчики в срок до 1 июля 2012 года. Увы… А «нулевые» квартиры в силу различных причин (и корысть может быть, и элементарное заблуждение) оборудованы ими меньше всего. И что получается?

Вот самая распространенная ситуация. В доме установлен общедомовой прибор учета (ОПУ). Положим, в двух квартирах жильцы не зарегистрированы и счетчиков там нет. Но проживают квартиранты, человек пять. Рассказывать о том, как происходит здесь начисление по статье «общедомовые нужды» (ОДН), думаю, не надо. Да, «Водоканал» сделает начисление ОДН и на «нулевые» квартиры, но тех, кто живет рядом, это вряд ли утешит. И разбираться с несправедливыми начислениями рассерженные люди придут к нам. А домов с ОПУ становится все больше. В 2016 году все многоквартирные дома должны быть оснащены приборами учёта - в городе действует контракт по их установке.

Безусловно, мы готовы производить начисления за воду по числу фактически проживающих в квартире граждан, но в этом случае должны подключиться неравнодушные соседи, которые готовы и акт подписать, а при необходимости подтвердить информацию в суде.

Разумеется, если общедомового прибора учета еще нет, «Водоканал» несет от проживающих без регистрации граждан в «нулевых» квартирах прямые убытки.

Вот и получается, что в установке счетчиков заинтересованы обе стороны: и соседи недобросовестных собственников, и ресурсоснабжающая организация. Первые, если в доме есть актив, вполне могут найти определенные способы воздействия на них (к примеру, когда десять человек по очереди начнут звонить хозяину квартиры и доводить до него решение общего собрания, вряд ли он выдержит этот напор). А «Водоканалу» и придумывать меры не надо - они предусмотрены действующими законодательными актами.

Прежде всего, мы имеем право сами устанавливать счетчики. Собственник не обеспечивает доступ в квартиру? Идем в суд. Кстати, если в результате суд обяжет гражданина выполнить наше требование, ему придется заплатить только госпошлины 6 тысяч рублей и еще5 тысяч исполнительского сбора, а кроме этого - стоимость счётчика и работ по его установке. Согласитесь, добровольная установка прибора обходится намного дешевле: вполне можно уложиться в тысячу.

Мы направляем в «нулевые» квартиры уведомления, в которых напоминаем о счетчиках и предлагаем альтернативу. Если квартира действительно не используется, можно подать заявку на пломбировку запорной арматуры в закрытом состоянии. И тогда все вопросы снимаются.

Закон позволяет «Водоканалу» вводить для «неплательщиков» ограничительные меры. Например, ограничить услугу… водоотведения. Для этого попадать в квартиру даже не потребуется. Существует специальная технология.

Мы уже проверяем конкретные дома на предмет выявления незарегистрированных граждан (далее полиция и отделы УФМС должны установить там количество проживающих; работа по этой цепочке только начинается). Сотрудничество с налоговой тоже есть в планах…

Понятно, что ситуации бывают разные и кому-то читать о строгостях просто обидно. К примеру, собственник ждет ремонта в «нулевой» квартире, чтобы поставить счетчики. А кто-то долго болел или уезжает в отпуск… Самое простое в таких случаях – прийти в «Водоканал» и написать заявление. Мол, в силу таких-то причин установлю счетчик позже, до этого времени прошу делать начисления на столько-то человек…

Елена БУБНОВА,
начальник службы реализации АО «Водоканал»
Статья опубликована в газете «Рабочий край» от 28.05.2015г. №80-81(26431-26432)