Заплатил ... и спи спокойно

В апреле служба реализации ОАО «Водоканал» разослала абонентам свыше 2000 СМС. И это не единственный способ работы с должниками

 

«Долги за коммуналку» копятся быстро. Не заплатил раз - и удвоенные цифры в новых счетах слегка ошарашивают. В следующий раз они уже пугают. Потом, если продолжать не платить, к ним... привыкаешь. Да, бывает такое... Долги возникают по разным причинам, но ведь когда-то их все равно придется погасить. Поэтому лучше не привыкать, а начинать действовать. В конце концов, выход находится даже из самых тяжелых жизненных ситуаций.

«Водоканал», как и прочие ресурсоснабжающие предприятия, по вине должников своевременно недополучает в свой бюджет миллионы рублей. Мириться с таким положением мы не намерены и не миримся. Но в процессе непосредственного общения с этой категорией абонентов выяснилась интересная закономерность: многие люди становятся должниками из-за собственной неинформированности, по незнанию каких-то правил или положений.

Работники службы реализации потратили много вечеров на то, чтобы обойти самые проблемные дома и квартиры. Общежития и дома с общими кухнями относятся к проблемным в первую очередь. Понятно также, что состоятельными этих жильцов не назовешь. И вот типичная ситуация: один из членов семьи отбывал наказание, а начисления по воде (кухня общая, счетчиков нет) делались и на него тоже. «Набежало» много, люди махнули на все рукой, не платят. Оказывается, они не знали, что можно придти в «Водоканал» со справкой, подтверждающей отсутствие человека в течение такого-то времени и сделать перерасчет.

А кто-то не знает, что можно заключить договор о рассрочке платежа и оформить субсидию. Это хороший способ погасить долг долями, постепенно. Однако в этом случае надо знать и другое: при нарушении сроков оплаты субсидии будут отменены. Выполнение договоров мы контролируем.

Приходилось убеждать жителей в пользе индивидуальных счетчиков, ведь реальный расход воды, как правило, меньше нормативного. Потраться на счетчик один раз - и будешь экономить. Необходимо только ежемесячно указывать в квитанциях показания приборов учёта, чтобы начисления производились по фактическому потреблению. Тем более, что со следующего года за бесприборное потребление вводится повышающий коэффициент, то есть с каждым кварталом платить за воду придется все больше.

Варианты избавиться от долгов есть. Только не надо опускать руки.

А вообще-то отношение к должникам становится только строже. Правительство РФ одобрило законопроект, повышающий пени за просрочку коммунальных платежей. Сейчас она составляет 1/300 ставки рефинансирования Центробанка от суммы долга за день просрочки. С 2015 года — 1/170. Для ясности: это получается более 17 % годовых, что соответствует ставке по потребительскому кредиту.
Законопроект предусматривает также запрет для должников на сделки с недвижимостью и отключение любых коммунальных услуг. Кстати, могу заверить скептиков, что технически возможно отключить даже водоотведение в отдельно взятой квартире. И соседи при этом не пострадают, и заходить в жилище специалисту не потребуется. Заглушка устанавливается сверху через трубу.

Ивановцы наслышаны о случаях, когда тех, кто не заплатил налоги, штрафы и т.д., не выпускали за границу. Людей с путевками на руках разворачивали практически у самолета, срывались отпуска, деловые и частные поездки. «Водоканал» тоже подал сведения на ограничение выезда по «махровым» должникам.

Каждая новая квитанция напоминает абоненту, не выполняющему свои обязательства: пора платить. Помимо этого мы практикуем телефонные звонки, СМС, направляем должникам образцы исковых заявлений в суд (к сумме долга там прибавляются судебные издержки: сравни и реши, стоит ли доводить до суда), активно судимся, работаем с судебными приставами... С целью снижения дебиторской задолженности населения в Водоканале до 10 июня пройдёт поощрительная акция для неплательщиков. В рамках акции всем нарушителям платежной дисциплины, погасившим имеющуюся просроченную задолженность и полностью рассчитавшимся за услуги до 10 июня 2014 года, будет аннулирована сумма пени. В заключение хочу напомнить законодательно утвержденное для потребителя простейшее правило: в срок до 10 числа он обязан расплатиться с поставщиком коммунального ресурса за то, что потребил в предыдущем месяце (точно так мы обязаны выставить счет до 1 числа). Заплатил и, как говорится, спи спокойно. А долги только осложняют жизнь. И тех, кто их делает, и тех, кому должны.

 

Елена БУБНОВА,
начальник службы реализации ОАО «Водоканал»
«Рабочий край» от 21.05.2014 №94 (26220)